Джордж Бенсон (George Benson), являясь одним из выдающихся гитаристов за всю историю джаза, игравший в диапозоне от свинга и бопа до джаз-рока и smooth-джаза, переходя порою в поле ритм-н-блюза и поп-музыки, не менее известен и как поп- и джаз-вокалист. При этом, в отличии от Нэт Кинг Коула (Nat “King” Cole), его гитара практически никогда не уходила на второй план, соблюдая паритет между вокальными и инструментальными пьесами.
В творчестве Бенсона можно выделить несколько периодов. Первый начался с его дебюта в составе комбо хаммонд-органиста Джека МакДафа (“Brother” Jack McDaff) и лежал в сфере соул- и фанк-джаза. В 65-66 годах он записывает первые сольные альбомы на Columbia. В 1967 году он начинает работать на легендарном джазовом лейбле Verve, где записывает две ярко выраженными фанковые пластинки (на одной из которых записывается версия стандарта Sunny, известного у нас по поздней диско-интерпретации Boney M). В 1968 году на фирме Polydor выходит пластинка Blue Benson с пианистом Херби Хенкоком, где значительно расширяется стилистическая направленность. Ряд пьес выдержана в традициях хард-боба, а в одной угадывается приближение фьюжн-революции. Кроме того, Бенсон записывается в одной пьесе на пластинке Майлза Дэвиса (Miles Davis) Miles in the Sky , также являющейся ступенькой на пути создания нового стиля. После смерти в 1968 году ведущего на тот момент джазового гитариста Уэса Монтгомери (Wes Montgomery), продюсер последнего Грид Тейлор (Greed Taylor) приглашает Бенсона на фирму A&M, где опытной рукой начинает делать новую джазовую звезду. Рецепт, по которому были выпущены три пластинки на этой фирме, включал аранжировки Дона Себески, во многом перенесенные с последних работ Монтгомери, несколько проверенных поп-хитов и таких высококласных сайдменов, как Джо Фаррелл (Joe Farrell), Боб Джеймс (Bob James) и другие. Разумно соблюдалось соотношение вокала и гитары, которые часто Бенсон использовал одновременно, как при исполнении песен, так и при импровизациях. Особенно стоит выделить вышедшую в 1969 году (через несколько месяцев после пластинки Битлз Abbey Road ) – The Other Side of Abbey Road . Синтез соул-джаза и рок-музыки на материале песен Битлз позволяет поставить этот альбом в ряд основополагающих и важнейших работ джаз-рока. Альбом (аранжировки Дона Себески) исполнен большим ансамблем с секцией духовых и струнных, с соло таких музыкантов, как Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Херби Хенкок (Herbie Hancock) и Хьюберт Лаус (Hubert Laws), с ритм-секцией Рон Картер (контрабас), Джерри Джаммот (бас-гитара) и Идрис Мухамад (ударные). Альбом подчернул весь лиризм и энергию музыки Битлз, показав другую, джазовую сторону их песен. В 70-м Тейлор организует свой лейбл, на котором в период 71-76 годов Бенсон записывает ряд великолепным альбомов:
1971 Beyond the Blue Horizon
1971 White Rabbit
1973 Body Talk
1974 Bad Benson
1975 In Concer t- Carnegie Hall (live)
1975 Good King Bad
1976 Benson & Farrell
В записи этих альбомов принимали участие такие музыканты, как Дон Себески, Джо Фаррел, Эрик Гейл, Эрл Клю (Earl Klugh), Рон Картер, Джек ДеДжанетт, Билли Кобэм, Херби Хенкок, Хьюберт Лаус, Стив Гэдд, Дэвид Сэнборн и братья Брекеры. Надо отметить, что на этих пластинках мы практически не слышим вокала Бенсона. Кроме того, Бенсон участвует в записях таких музыкантов, как Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Стенли Таррентай (Stanley Turrentine) и Дон Себески на CTI. Работы под продюсирование Грида Тейлора на A&M и CTI можно отнести ко второму периоду творчества Джорджа Бенсона, в котором наблюдается смещение с соул-джаза и фанка в сторону джаз-рока и фьюжн.
В 1976 году Бенсон покидает Тейлора и переходит на Warner Bros., где при аранжировках Клауса Огермана (Claus Ogerman) и продюссировании Томи ЛиПумы (Tommy LiPuma) выходит альбом Breezin' , ставшим самым продаваемым за всю историю джаза. Хит This Masquarade признается записью года (Grammy Award), а сама пластинка лучшей в разделе поп-инструментал. Конечно, этот альбом не чисто джазовый и даже не джаз-роковый, он лежит скореев русле такого направления как smooth-jazz (тогда говорили поп-джаз, или просто поп), хотя сама песня This Masquarade длится более 8 минут и включает длинную импровизацию Бенсона на гитаре, что уже само по себе нарушает законы шоу-бизнеса. На этой пластинке Бенсон вновь поет, но уже скорее как поп-певец. В 1977 году выходит In Flight , записанный тем же составом (Харви Мейсон на ударных), что и Breezin' , с поп-версией стандарта Nature Boy и с песней The World Is a Ghetto .
1976 Breezin'
1976 In Flight
1977 Livin' Inside Your Love
1977 Weekend in LA (live)
1978 In Your Eyes
1980 Give Me the Night
1984 20/20
1986 While the City Sleeps
1987 Collaboration
1988 Twice the Love
1989 Tenderly
1990 Big Boss Band
1993 Love Remembers
Из вышеприведенной дискографии Бенсона на Warner Bros., необходимо отметить Give Me the Night , записанный под продюсированием Квинси Джонса и ставший так же победителем Грэмми в номинации "Лучшая ритм-н-блюзовая работа", альбом джазовых стандартов Tenderly , записанный с Ерлом Клю Collaboration .
С 1996 года Бенсон сотрудничает со студией, издающей современный smooth-джаз – GRP, основателем которой был пианист Дэйв Грузин (Dave Grusin). На GRP у Бенсона вышло три альбома:
1996 That's Right
1998 Standing Together
2000 Absolute Benson
В целом, эти работы выполнены в стилистике smooth-джаза, что можно считать началом четвертого периода в творчестве Джорджа Бенсона. Наибольший интерес представляет последний Absolute Benson , который близок к его работам начала 70-х годов. В записи принимали участие такие музыканты, как Джо Сэмпл (Joe Sample), Стив Гэдд и контрабассист Кристиан МакБрайд.
Необходимо отметить что приведенная классификация во многом условна. Так, в начале 70-х Бенсон записывает джазовые стандарты типа Love for Sale Портера и All Blues Майлза Дэвиса, а в расцвете своей поп-карьеры аккомпонирует дуэту Хенк Крауфорд – Джимми МаГрифф, играет с Четом Аткинсом и аккомпанирует Фрэнку Синатре.
|