Колокола судьбы Джима Холла Леонид Аускерн
Статья перепечатана из журнала "Jazz-Квадрат" #2(4)-1998
Один известный ученый полушутя-полусерьезно говорил, что физику-теоретику для работы необходимы лишь диван, карандаш и бумага. Композитор, работающий над очередным сочинением, почти столь же неприхотлив: лишь бумага желательна нотная, да диван неплохо было бы заменить инструментом. Но вот для создания джазовой музыки, которая в силу своего импровизационного начала возникает "здесь и сейчас", даже если речь идет о студии звукозаписи, этого маловато. Конечно, есть и в джазе сольные проекты, но их удельный вес сравнительно невелик. Как правило, джазмену нужен партнер, чаще — партнеры и уж совсем здорово, если это — Партнеры.
Индивидуальное мастерство такого Партнера (речь идет именно о том, который с большой буквы) выносится за скобки, это разумеется само собой. Партнер должен чувствовать тему так же, как и ее создатель или аранжировщик, он должен предугадывать каждую следующую ноту, каждое колебание темы, его инструмент точно, гибко и тактично должен вести диалог в самых необычных составах, не тянуть звуковое "одеяло" на себя и не прятаться за лидера, а ткать, ткать и ткать вместе с ним джазовую "ткань", и чем лучше он умеет это делать, тем краше будет выглядеть общая работа.
Американец Джим Холл — именно такой Партнер. А "по совместительству" — один из самых высококлассных, утонченных и известных гитаристов мира. Он пользуется огромным уважением как у своих джазовых коллег — от Кориелла до Скофилда, так и у музыкантов, играющих совсем другую музыку, например, у Эрика Клэптона. Я сознательно не употребил расхожий эпитет "блестящий" — нет ничего более чуждого музыкальному мышлению Джима Холла, чем внешний блеск и нарочитая эффектность исполнения. С молодых лет его больше влекло детальное и скурпулезное проникновение в структуру композиции, когда гитара, в акустическом ли, в электрическом ли варианте, звучит так, что, кажется, по-иному исполнить эту тему просто невозможно. Может быть, все это в нем от Бога, но несомненно, что большую роль в становлении джазмена Холла сыграло и полученное им образование, и музыканты, с которыми он столкнулся в начале своей карьеры.
В декабре прошлого года Холлу исполнилось 67 лет. За плечами — большой путь. Географически этот путь пролегал с Востока на Запад. В родном городе Буффало в штате Нью-Йорк Джим впервые взял в руки гитару. Невидимые колокола судьбы чуть слышно зазвенели, когда десятилетним пареньком он получил этот инструмент в качестве рождественского подарка. Расслышал их Джим не сразу, по крайней мере, бури восторга подарок у него тогда не вызвал. Магию своего инструмента он ощутил чуть позже, услышав гитарные партии Чарли Крисчена на пластинках секстета Бенни Гудмэна. Вот тогда колокола зазвучали все громче и громче. Холл был очарован искусством своего кумира и со всем жаром молодости окунулся в джаз, изучал секреты мастерства виднейших гитаристов того времени, в первую очередь — только-только ушедшего из жизни Чарли Крисчена. Одновременно нарабатывалась и определенная беглость игры благодаря выступле ниям в различных третьеразрядных составах. Однако Холл не был бы самим собой, если бы ограничился этим творческим багажом.
Глубоко, серьезно и досконально, всегда и во всем — эти черты его характера, видно, тоже были определены тем самым неслышным для посторонних колокольным звоном. В 1950 году двадцатилетний Холл отправляется на Запад. Пока не очень далеко — в Кливленд, штат Огайо. Пять лет он учится в здешнем Институте Музыки и заканчивает его по специальности "Теория музыки". Эти годы принесли ему солиднейшие музыкальные знания, любовь к классике, вкус к композиторской деятельности, мечту заниматься этим и в будущем и — необходимость выбора дальнейшего пути. Колебания были недолгими. Колокола судьбы звали еще дальше на Запад. Холл отправляется в Калифорнию, где с начала 50-х джаз переживал весьма любопытные метаморфозы.
Довольно большое число музыкантов, приветствовавших открытия стиля боп в сфере гармонии, мелодики, формы, достаточно скептически восприняло его чрезмерную экспрессию, нервный ритм, "горячий" (hot) характер звучания. Неудивительно, что среди этих джазменов преобладали белые, несколько иначе, в отличие от афро-американских коллег, чувствующие ряд ритмических и некоторых других, труднообъяснимых словами, но вполне воспринимаемых на слух оттенков джаза. В отличие от боперов они стали "разговаривать" на языке сдержанных, изысканных, близких к академической традиции звучаний — заранее расписанные фрагменты несколько потеснили спонтанную импровизацию. Их музыка стала строже, четче структурно и "холоднее", за что данная манера и получила название стиля кул (cool). В Калифорнии кул-джаз принял еще более мягкий, мелодичный характер, здесь особенно часто стали применять необычные для джаза инструменты, свинг спрятался за тембровые и гармонические изыски. Калифорнийский вариант кул-джаза получил название вест-коуст (west coast), некоторые специалисты считают его даже отдельным стилем. Впрочем, оставим эту проблему музыковедам. В данном случае для нас важно, что Джим Холл очутился в Лос-Анджелесе в кругу адептов именно такой музыки.
Впрочем, выбор Джима был вполне сознательным. Его вкусы, его образование сделали такой шаг вполне логичным. Первым заметным ангажементом Холла стала работа в квинтете Чико Хэмилтона. Барабанщик Хэмилтон построил звучание своего ансамбля на весьма необычном сочетании кларнета Бадди Коллетта, виолончели Фреда Каца и гитары героя нашего рассказа. В 1956—1959 гг. гитара Холла удивительным образом совмещает функции солирующего инструмента и ритм-группы в трио кларнетиста Джимми Джуффри, где играл также тромбонист Боб Брукмейер. Трио играло без ударных и контрабаса, так что шесть альбомов, записанных этим составом за три года — живое свидетельство растущего мастерства Холла. Именно с тех пор гитара Джима своим лиризмом, мягкостью и объемностью звучания стала напоминать некое шестиструнное фортепиано.
В 1957 году у Холла выходит и первая сольная пластинка, названная подчеркнуто просто и безыскусно — "Jazz Guitar". Но вот появления следующей пришлось ждать — ни много, ни мало, — двенадцать лет, до 1969 года! Причем за это время Холл принял участие в записи более ста альбомов (сегодня их общее число приближается к двум сотням) — случай совершенно уникальный! Редкий музыкант отличается столь повышенным чувством ответственности, требовательностью к себе, тщательностью проработки и выверенностью не то что каждой композиции — каждого движения пальцев по струнам!
Именно за эти годы Холл становится окончательно тем Партнером Божьей Милостью, каким мы знаем его сегодня. Не знаю, под силу ли кому-либо перечислить всех музыкантов, с которыми он концертировал, ездил на гастроли или записывал диски. В этом длиннейшем списке можно обнаружить и неожиданные, на первый взгляд, имена, например, Эллу Фитцджеральд и Роя Элдриджа, с которыми он выступал в Южной Америке (1960 г.). Но особенно значительными для Холла были работы с такими людьми, как Сонни Роллинс, Билл Эванс и Пол Дезмонд. Непредсказуемый Роллинс чрезвычайно контрастен в сочетании со сдержанным лириком Холлом; напротив, трудно найти более близкого к нему по духу мастера, чем пианист-философ Эванс. С автором бессмертного "Take Five" Холла связывала, помимо прочего, и тесная личная дружба.
Играя со многими, Холл всегда остается самим собой. В середине 60-х, в 1964—65 годах, в анкете "Down Beat" он занимал первое место среди гитаристов, а появлялся он среди лидеров в этой категории еще с 1958 года. Впрочем, в анкетах ли дело! И сегодня, "по гамбургскому счету," Джим Холл — один из самых изысканных, вдохновенных и техничных гитаристов джаза. В каком стиле играет Холл? Ответ прост, хотя и парадоксален: в стиле Холла. Мир его музыкальных образов выстроен на пересечении бопа, кула и вест-коуст, но, пожалуй, никогда не сливался ни с одним из этих направлений. Если попытаться уподобить музыку архитектуре (которая, как известно, является застывшей музыкой), то боп выглядит творением Антонио Гауди с его фантастическими "наворотами" и текучим ритмом, в то время как музыка Джима Холла напоминает конструктивизм Ле Корбюзье. Холл столь же экономен в выразительных средствах, сдержан и лаконичен в своих построениях, как и великий французский архитектор. Понимаю всю рискованность подобных сравнений, они вряд ли понравились бы самому Холлу (он как-то раз весьма ядовито прошелся по адресу критиков, сравнивающих Чарли Мингуса с Иеронимом Босхом), но мне просто легче именно так передать свое субъективное восприятие музыки Джима Холла. Ясности в творчестве у Холла соответствует и ясность в жизни. Он довольно часто дает интервью и вполне откровенно говорит о своих взглядах на музыку, своих вкусах, своих подходах к творчеству. Приведу только одну, достаточно давнюю, но, на мой взгляд, исчерпывающую цитату из Джима Холла: "...В понятии "успех" всегда есть нечто вульгарное, некоторых коллег он завел далеко от джаза. Я всегда был равнодушен к таким вещам. Для меня важно, что говорит о моей музыке моя жена, мои друзья, а прежде всего — мое сознание и моя совесть". И сегодня у Холла прочные тылы. С ним рядом жена Джейн, верный друг и советчик, а подчас и автор некоторых композиций. С ним рядом дочь, Девра Холл, со знанием дела и с неповторимым теплом представляющая творчество отца в аннотациях к его дискам.
|